Сегодня всё больше владельцев пассажирских перевозок задумываются о контроле количества перевезённых пассажиров. И на рынке представлено большое количество технических средств различных принципов и направлений:
- датчики на принципе прерывания инфракрасного луча;
- датчики на принципе отражения инфракрасного либо ультразвукового луча;
- датчик механического подсчёта, выполненный в виде накладки на ступеньки;
- ещё слабо представленный датчик, основанный на принципе стереокамеры;
- видеорегистраторы;
- система «ВИДЕОКОНДУКТОР».
Большое количество систем позволяет покупателю иметь свободу выбора, но с другой стороны усложняет выбор оптимальной. Попробуем разобраться.
Все автоматические системы учёта, безусловно, имеют огромный плюс – это получение готовой цифры: по итогу дня с автобуса каким либо способом (дистанционно по сетям мобильных операторов, по беспроводному интернету либо физически подключившись) снимаются данные по количеству перевезённых пассажиров. Некоторые системы позволяют просмотреть цифры в динамике в течение дня, количество входящих\выходящих и прочие развёрнутые отчёты. Но также эти системы имеют два существенных минуса – это погрешность и недоказуемость полученных данных. Погрешность зависит от типа системы, места установки, плотности пассажиропотока, ряда других факторов, и даже от времени года. Причём все факторы приводят к уменьшению подсчёта. Достаточно точной считается система с систематической погрешностью до 5%. После того как получили цифру её, как правило, надо ещё доказать водителю. Он будет утверждать, что это завышенная цифра, потому что в часы пик люди выходят, что бы пропустить других, ездят бесплатно и прочее. Это действительно так, хотя и не в таких количествах как это утверждает водитель, поэтому в итоге придётся "сойтись" на какой-то цифре, меньшей от той, что насчитает система. В итоге вы имеете систему, которая каждый день что-то насчитывает, вы используете эти цифры, водители потихоньку привыкают обманывать датчики и вроде бы контроль осуществляется, но со временем понимаете, что это не то.
Сравним теперь систему автоматического подсчёта с системой на видеорегистраторах и системой «ВИДЕОКОНДУКТОР». Эти обе системы итогом дневной работы имеют видеозапись рабочего дня (или дней) автобуса. Когда имеете такую видеозапись, то вопросы погрешности и доказуемости подсчёта отпадают. Погрешность теперь зависит от ответственности работника, который будет вести подсчёт, и в особо качественных подсчётах составляет 2-3 человека. И если водитель не согласен с цифрами – всегда можно повторить просчёт вместе с ним. А метод подсчёта пассажиров вручную по видеозаписи оправдывается очень простыми расчётами: предположим дневная выручка составляет 1500 грн. (это выручка автобуса в городе с населением 300 тыс.чел). Минимальная заявленная производителем погрешность – у немецких стереокамер, составляет 2%. Возьмём для расчета погрешность автоматической системы 3% (это очень хороший показатель и если получится о таком договориться с водителями либо кондукторами). В денежном эквиваленте это оставит 45 грн. Зарплата человеку, просчитывающему по видеозаписи в среднем составляет 15 грн. за просчёт одного дня. Минимальная экономия составит 30 грн. в день с автобуса. И это брались минимальные цифры. То есть, если установить систему видеозаписи и нанять человека для подсчёта, то это будет эффективней, чем автоматическая система! И со временем считать можно не каждый день. А если учесть, что системы автоматического подсчёта стоят дороже (и порой в разы) системы на видеорегистраторе либо «ВИДЕОКОНДУКТОР», то выбор очевиден.
Эти все сравнения приводились для городских перевозок, где возможна автоматизация подсчёта. Для междугородних перевозок, где тарифы на проезд пассажира разные в течении маршрута, такая автоматизация невозможна, и поэтому возможен только контроль посредством видеозаписи.
Теперь рассмотрим разницу между обычным видеорегистратором и системой «ВИДЕОКОНДУКОР». Ценовой диапазон видеорегистраторов широк. Есть системы дороже и дешевле системы «ВИДОКОНДУКТОР». Они могут быть как чёрно-белой записи, так и цветные, писать в разных качествах (порой в качестве хорошего фильма) и на разные носители (SD карты, жёсткие диски), записывать от 5 часов до нескольких недель. Но давайте разберёмся, что нужно для работы и что может быть лишнее. Если запись цветная – то это красиво выглядит, но для работы человеку, который долго и неотрывно будет смотреть это лишняя нагрузка на глаза, т.к. от чёрно-белой записи глаза устают меньше, а значит эффективность работы будет выше. Если система может писать несколько дней (неделю, две) то это безусловно хорошо, но будут ли иметь значение цифры подсчёта через неделю-две, когда выручки сданы и доказывать, что было что-то присвоено уже поздно. Поэтому оптимальное количество дней – один или два. Для того, чтобы осуществлять контроль ежедневно либо по итогу отработанной смены одним водителем, которая, как правило, составляет два дня этого достаточно. Кроме того, если запись осуществляется на жесткий диск, то возникают проблемы с переносом данных и недолговечностью дисков в условиях наших некачественных дорог. В итоге системы, пишущие в цвете и на жесткий диск для пассажирских перевозок – не более чем дорогая игрушка и средство для запугивания водителей. А то что их просто запугивают, а не контролируют, они поймут быстро.
И в итоге, если сравнивать систему «ВИДЕОКОНДУКТОР» с другими, казалось бы похожими системами на видеорегистраторах, то преимущества системы «ВИДЕОКОНДУКТОР» таковы:
- Время просчета одного дня составляет от 25 минут до полутора часов в отличие от 3-4 часов просчёта записи, сделанной на обычном видеорегистраторе. Это достигается благодаря наличию специализированного программного обеспечения (далее ПО), в котором при просмотре делаются соответствующие пометки и по итогу просчёта выводится отчёт в печатном виде. Обычная же запись представляет из себя кучу видеофайлов, просматривать которые приходится в обычном видеопроигрывателе. Кроме того, благодаря собственной системе записи информации, на карточке системы «ВИДЕОКОНДУКТОР» помимо видеозаписи фиксируются дата и время в таком виде, что их можно использовать в ПО. Благодаря этому можно получить в отчётах: время работы автобуса, время, затраченное на каждый рейс, время прибытия на конечные, время простоя на конечных, для межгорода – время приезда в населённые пункты. И любые другие данные, основанные на дате и времени. В обычных видеорегистраторах дата и время фиксируется на видеозаписи, и кроме как визуально использовать эту информацию нельзя. Наличие ПО - это одно из основных преимуществ системы «ВИДЕОКОНДУКТОР» перед остальными системами, ведь благодаря этому просчёт производится быстрее и удобнее (за счет удобного просмотра и управления), уменьшается возможность ошибиться при просчёте (считающий не отвлекается от экрана), автоматически формируются отчёты.
- Максимально уменьшено вмешательство человека в работу (необходимо только менять карточки, ничего запускать или останавливать не надо) и возможность саботажа. Кроме того система имеет «черный ящик» - можно всегда посмотреть, что происходило с системой, когда вытаскивались карточки, отключалось питание и прочее. Система проектировалась с учётом менталитета водителей и условий работы в наших автобусах. Чего не скажешь об иностранных видеорегистраторах, которые вывести из работы и ввести обратно незаметно с корыстными целями не составит труда для водителя. Например, как правило, все системы имеют соединения на разъёмах (видео, питание) и не сложно их соединять и разъединять. В системе «ВИДЕОКОНДУКТОР» все соединения спаиваются на этапе монтажа.
- Гарантия на основные элементы системы (головное устройство, контроллер питания, модули. Кроме камер и аккумулятора) составляет 3 года.
Предприятия, установившие систему некоторое время назад (уже есть предприятия, на которых система установлена более двух лет) и применившие подход, при котором каждый вечер водитель сдаёт отчёт за день, деньги и карточку, а проверяют его на следующий день, имеют ситуацию и дисциплину такую, что водители без обмана сдают деньги, изредка пытаясь «проверить» руководство на 20-30 грн., но и это пресекается.
Светайло С. А.
07.08.2012г.